«Ура́л» — единственный российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе (Свердловская область, г. Ирбит). В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Выпускаются модели мотоцикла как с, так и без привода на колесо коляски. Привод колеса коляски — отключаемый, бездифференциальный. «Урал» является дальнейшим развитием мотоцикла М-72, копии немецкого BMW R71.

На сегодняшний день выпускаются следующие модели:
с коляской: Урал-T, Турист, Патруль 2WD, Gear-UP, Ретро
одиночки (без коляски): Ретро Соло и Соло sT

Данные мотоциклы оснащены четырёхтактным оппозитным двухцилиндровым двигателем объёмом 745 см³ мощностью 40 л.с., 4-х ступенчатой КПП с задним ходом и карданным приводом заднего колеса.

Спортивные мотоциклы
М-52С для шоссейно-кольцевых гонок;
М-52К для кроссовых соревнований;
М-61К для кроссовых соревнований;
М-62К для кроссовых соревнований;
М-77 для шоссейно-кольцевых гонок.

Дорожные мотоциклы
ИМЗ М-52 (1957 год) — модель с ходовой от М-72 и двигателем 500 см³. Выпущена только опытная партия 250 мотоциклов;
ИМЗ М-61 (1960—1961 гг.) — переходная модель с ходовой от М-72 и новым двигателем (650 см³);
«Урал» М-62 (1961—1965 гг.) — новая коробка передач, модернизированная системоа зажигания и увеличенные хода подвски;
«Урал» М-63 (1964—1971 гг.) — маятниковая подвеска заднего колеса с гидравлическими амортизаторами, новые глушители;
«Урал» М-66 (1971—1973 гг.) — значительно модернизирован двигатель, мощность повысилась до 32 л.с.;
«Урал» М-67 (1973—1976 гг.) — применён 12-вольтовый генератор;
«Урал» М-67-36 (1976—1983 гг.) — двигатель мощностью 36 л.с.;
«Урал» ИМЗ-8.103-30 (1983—1986 гг.) — модернизирована задняя подвеска, установлена система выпуска с одним глушителем;
«Урал» ИМЗ-8.103-10 (1986— ? гг.) — появилась коробка передач с задним ходом;
«Урал» ИМЗ-8.103-40 Турист — оснащен рычажной передней вилкой;
«Урал» ИМЗ-8.123 Соло — одиночка на базе ИМЗ-8.103-10, мощность двигателя 40 л.с., 18-дюймовые колеса;
«Урал» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP;
«Урал» ИМЗ-8.1238 Волк (1999-2011 гг.) — мотоцикл в стиле чоппер;
«Урал» ИМЗ-8.1036 Ретро

Интересные факты
В 2002 году Республиканская гвардия Саддама Хусейна заказала 2000 мотоциклов «Урал» с колясками для осуществления своей оборонительной стратегии, основанной на тактике высокой мобильности. Официально мотоциклы предназначались для иракского Министерства здравоохранения и Министерства сельского хозяйства. Было поставлено около 1500 мотоциклов до начала войны в Ираке в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», вызвавших большую заинтересованность среди военных и населения.

Однако после свержения режима Саддама Хусейна, Государственная транспортная компания Ирака, заключившая договор о поставках мотоциклов, вынуждена была искать других покупателей. По словам иракцев, мотоциклы с коляской хорошо приспособлены для передвижения по городу и бездорожью. В связи с непрекращающимся насилием и опасностью попасть в любой момент под обстрел на улице, иракцы наваривают дополнительную защиту на уязвимые места и коляску «Уралов», и устанавливают на мотоцикл пулемет. Представители американского командования в Ираке не раз выражали обеспокоенность в связи с появлением таких мотоциклов с пулеметами у иракских повстанцев

Сделать бесплатный сайт с uCoz